Брюссельский суд первой инстанции вынес решение по делу «Республика Казахстан против Ascom Group SA и др»., В соответствии с которым он признал и принудил к исполнению арбитражное разбирательство на сумму 540 миллионов долларов США — решение против Республики Казахстан на бельгийской земле.
Стороны Стати добиваются принудительного исполнения решения в различных юрисдикциях в связи с продолжающимся отказом Казахстана выполнять свои платёжные обязательства по арбитражному решению.
Брюссельский суд в своём 34-страничном решении, имеющем обязательную силу и имеющем исковую силу, отклонил все возражения Казахстана на решение и присудил возместить стороне Стати судебные издержки в сумме 36 000 евро. Среди прочего, суд отклонил утверждения Казахстана о том, что решение было получено путём мошенничества, поскольку оно связано со стоимостью строительства завода по производству сжиженного нефтяного газа — одного из отчужденных активов, в отношении которого сторонам государства была присуждена компенсация в соответствии с решением. .
После двух лет горячих споров брюссельский суд пришёл к выводу, что ни одно из возражений Казахстана не привело к нарушению общественного порядка в Бельгии. В результате теперь решение может свободно исполняться в Бельгии. Это решение было принято на следующий день после того, как Апелляционный суд Люксембурга аналогичным образом отклонил все возражения Казахстана против решения и разрешил его исполнение в Люксембурге.
Генеральный директор и единственный акционер «Ascom Group S.A.» Анатол Стати отметил, что «это решение брюссельского суда подтверждает позицию арбитражных судов Бельгии в отношении арбитража» и «что иностранные инвесторы в Казахстане должны принять к сведению неспособности страны соблюдать меры защиты инвестиций, которые, как она утверждает, она предоставляет иностранным инвесторам».
В рамках отдельных текущих процедур ареста в Бельгии стороны Стати заморозили денежные средства в размере 530 миллионов долларов США, принадлежащие Республике Казахстан и принадлежащие BNY Mellon в качестве глобального кастодиана в соответствии с глобальным кастодиальным соглашением с Национальным банком Казахстана. Ожидается, что эти процедуры ареста завершатся к концу 2020 года.
В дополнение к бельгийскому вложению, стороны Стати успешно обеспечили и сохраняют преимущества различных других вложений казахстанской государственной собственности в Нидерландах, Люксембурге и Швеции, общая стоимость всех вложений по всему миру превышает 6,25 миллиарда долларов США.
Нарушения Казахстаном положений Договора к Энергетической Хартии о защите инвесторов.
В декабре 2013 года арбитражный суд в Швеции установил, что Казахстан нарушил международное право, не обеспечив справедливого и равноправного отношения к инвестициям сторон Stati в Казахстане, и присудил сторонам Stati более 500 миллионов долларов США в качестве компенсации за ущерб, судебные издержки и проценты. С тех пор решение было полностью поддержано двумя уровнями судебной системы Швеции, включая Верховный суд Швеции.
Первоначально иски возникли в результате ареста Казахстаном нефтяных операций сторон Стати в 2010 году. Стороны Стати приобрели в 1999 году две компании, у которых были неиспользованные лицензии на месторождения Боранколь и Толкын в Казахстане. В последующее десятилетие они инвестировали более 1 миллиарда долларов США, чтобы превратить компании в успешные предприятия по разведке и добыче нефти. К концу 2008 года бизнес стал прибыльным и приносил значительную прибыль казахстанскому государству. Подобно тому, как стороны Стати рассчитывали начать получать дивиденды, более полдюжины государственных органов провели многочисленные обременительные проверки и проверки деятельности компаний, в результате которых были выдвинуты ложные обвинения в противоправных действиях, направленных против сторон Стати и их казахстанских компаний, в том числе уголовных. Судебное преследование их генеральных менеджеров по надуманным предлогам. Действия Казахстана поставили под сомнение право собственности сторон на их инвестиции, подвергли их необоснованному начислению налогов и уголовному наказанию на сотни миллионов долларов и, в конечном итоге, привели к аресту и национализации их инвестиций властями Казахстана в июле 2010 года.